Итоги дискуссионного семинара представителей организаций и учреждений образования, предоставляющих образовательные и просветительские услуги в сфере образования взрослых, состоявшегося 3 ноября 2015 года

IMG 0453 IMG 0455

 IMG 0522 IMG 0472

03 ноября 2015 года в Государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы» (далее – РИВШ) при поддержке Представительства Немецкой ассоциации народных университетов в Республике Беларусь (Представительство зарегистрированного общества «Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.» (ФРГ) в РБ) состоялся дискуссионный семинар ««Сотрудничество в целях развития образования взрослых в Республике Беларусь».

В работе семинара приняли участие 44 представителя из 33 учреждений образования и   организаций, предоставляющих образовательные и просветительские услуги в сфере образования взрослых.  

На семинаре присутствовали 30 руководителей (ректоры, проректоры, директора и их заместители, деканы и заместители деканов), 14 руководителей и специалистов структурных подразделений (директора, начальники управлений и отделов, заведующие кафедрами и другие специалисты).

С приветственным словом  к собравшимся обратился ректор ГУО РИВШ профессор Гайсенок В.А., который подчеркнул высокую роль и значимость партнерских отношений и сотрудничества организаций и учреждений образования, предоставляющих образовательные и просветительские услуги в сфере образования взрослых.  Он выразил надежду на то, что участники семинара определят основные пути сотрудничества, которые необходимы  для устойчивого развития системы образования взрослых в  период инновационного социально-экономического развития нашей страны.

Первая  часть семинара была посвящена актуальным вопросам развития образования взрослых в Республике Беларусь. Перед участниками семинара выступила  Глава Представительства зарегистрированного общества «Deutscher Volkshochschul-Verband e.V.» (ФРГ) в Республике Беларусь Веремейчик Г. В., которая  осветила актуальные вопросы развития образования взрослых в международном контексте.

Директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Минский государственный лингвистический университет»  Тригубова Л.А. в своем выступлении обозначила  пути взаимодействия учреждений образования (их структурных подразделений), реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых и учреждений высшего образования, отметив, что это возможно только при наличии  взаимосвязи, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимопонимания всех участников образовательного процесса.

Одним из основополагающих принципов государственной политики Республики Беларусь всегда было стремление к интеграции в мировую образовательную систему при сохранении собственных достижений и традиций. С информацией о   тенденциях и перспективах развития дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь выступила, начальник Центра непрерывного профессионального образования ГУО РИВШ, доцент Олекс О.А., которая  отметила, что основными направлениями развития дополнительного образования взрослых в Республике Беларусь являются:

 

• совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность системы ДОВ;
• осуществление практико-ориентированного обучения при реализации образовательных программ ДОВ, основанного на требованиях работодателя;
• организация подготовки андрагогов, использующих образовательные технологии, ориентированные на витагенный опыт личности;
• разработка новых механизмов, процедур, технологий взаимодействия социальных партнеров;
• поддержка программ, ориентированных на группы населения, требующие особого внимания государства и общества (пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями, социально незащищенных групп и мигрантов);
• содействие развитию регионального обучения в небольших населенных пунктах Республики Беларусь для всех поколений (реализация концепции «обучающийся регион»);
• интеграция формального и неформального образования взрослых на основе социального партнерства организаций всех форм собственности.

 

Живое обсуждение вызвала тема  применения законодательства об образовании взрослых в Республике Беларусь. По данному вопросу выступил начальник Отдела повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования Республики Беларусь Конопацкий Д.А.  Он отметил: в настоящее время подготовлен проект Закона Республики Беларусь о внесении изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании, разработан проект нормативных правовых актов в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 г. № 954. В ходе своего выступления Конопацкий Д.А. познакомил присутствующих с ожидаемыми изменениями законодательства об образовании взрослых.

Директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Гомельский государственный технический университет имени П.О. Сухого»  Колесник Ю.Н. осветил вопрос роли  законодательства в устойчивом развитии учреждений образования (их структурных подразделений), реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых.

В обсуждении  вопросов применения законодательства об образовании взрослых приняли участие: зам. директора ИПК и ПК БНТУ Тавгень И.А., директор образовательного центра «Новое завтра» Рудь О.В., председатель Ассоциации дополнительного образования и просвещения  Карпиевич Д.В.,  директор ИПК и ПК УО «Минский государственный лингвистический университет» Тригубова Л.А., зам. директора по учебной работе ИПК и ПП БГПУ им. Максима Танка Невдах С.И.

В ходе обсуждения высказаны следующие предложения:

  • сформировать механизм накопления суммарного объема учебных часов по завершению освоения содержания образовательных программ, включенных в систему непрерывного профессионального образования руководящих работников и специалистов, так как образовательная программа повышения квалификации слушателей данной категории является одной из образовательных программ, предусмотренных для получения непрерывного профессионального образования;
  • внести изменения в типовые формы договоров в сфере образования в части, касающейся изменения договоров на повышение квалификации сотрудников за счет средств республиканского (местного) бюджета по заказам организаций, утвердив форму  2-х стороннего договора;
  • внести изменения в  форму  справки об обучении, выдаваемой после освоения  содержания образовательной программы обучающих курсов  (по аналогии с формой свидетельства о повышении квалификации);
  • рассмотреть вопрос выдачи слушателю диплома о переподготовке с отличием;
  • предусмотреть  возможность применения  образовательной программы обучающих курсов не только на платной основе, но и на бюджетной;
  • для структурных подразделений учреждений образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых,  рассмотреть вопрос о том, чтобы  основным условием создания кафедры было наличие не 3 (трех) работников из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих ученое звание или ученую степень, а лишь 2 (двух);
  • разработать и внедрить нормативный правовой акт «Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды педагогической деятельности, выполняемые профессорско-преподавательским составом в системе дополнительного образования взрослых» (по аналогии с приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24 ноября 1999 г. № 699 «Об утверждении примерных норм времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений»);  
  • рассмотреть возможность создания  Министерством образования банка  данных об иных организациях и учреждениях, которые осуществляют образовательные и просветительские услуги в сфере образования взрослых.  

           Подводя итоги дискуссии, участники семинара вышли с предложением к Министерству образования о создании рабочей группы по вопросам дальнейшего совершенствования законодательства, действующего в системе дополнительного образования взрослых. В состав данной группы включить представителей формального и неформального образования.

Вопросам организации обучения и повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих обучение взрослых (андрагогов) была посвящена третья часть дискуссионного семинара.

   Опытом организации обучения андрагогов в ГУО «Академия последипломного образования» (далее – АПО) поделилась  зав. кафедрой педагогики и менеджмента образования  АПО Лопатик Т.А. Она отметила, что особенностями образовательного процесса  при подготовке  андрагогов в АПО является: сочетание  форм обучения – очной и дистанционной форм (смешанное обучение); тьюторское сопровождение образовательного процесса на основе  индивидуального образовательного запроса; разработка индивидуальных программ обучения для каждого обучающегося с учетом психологических, социальных, когнитивных особенностей, индивидуальных образовательных потребностей.

    Вызвало интерес выступление проректора по учебной работе УО «Республиканский институт профессионального образования»  Касьяник Е.Л. Она представила концепцию модульной подготовки андрагогов, разработанную сотрудниками данного учреждения образования.

В Республике Беларусь все возрастающее значение приобретает  образование людей третьего возраста. Этому вопросу было посвящено выступление исполнительного директора  ОО «Белорусская ассоциация социальных работников», руководителя проекта «Университет третьего возраста» Станиславчик Е.А. Она отметила, что образование  взрослых в пенсионном возрасте в основном не ориентировано на получение новой профессии или обеспечение лучшего трудоустройства. Главной  целью данного вида образования  является  личностное развитие, общение людей, сохранение активной жизненной позиции. Станиславчик Е.А. заострила внимание участников семинара на том, что преподают в Университете третьего возраста волонтеры – студенты минских вузов и сотрудники столичных организаций, поэтому вопрос подготовки андрагогов для университета является очень актуальным.

В обсуждении вопросов подготовки андрагогов приняли участие: проректор по учебной и воспитательной работе ГУО «Республиканский институт высшей школы» Шупляк В.И., декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина» Кошман П.Г., директор ИПК и ПК УО «Минский государственный лингвистический университет» Тригубова Л.А.

В ходе дискуссии поднимались вопросы актуальности подготовки андрагогов. Было высказано мнение о том, что прежде, чем приступить к подготовке данных специалистов, необходимо: изучить зарубежный опыт (через стажировку); провести маркетинговые исследования  рынка труда (глубокий анализ потребности в таких специалистах); разработать требования к компетентности специалиста по обучению взрослых; разработать научно-методическое обеспечение процесса подготовки андрагогов, а также технологии, содержание и формы образовательной деятельности.

Подводя итоги третьей части,  участники дискуссионного семинара высказали желание и готовность сотрудничать по вопросу организации обучения и повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих обучение взрослых (андрагогов)  и приняли решение о создании сообщества из представителей учреждений образования и   организаций, предоставляющих образовательные и просветительские услуги, для выработки единой концепции подготовки андрагогов в Республике Беларусь.

Развитие системы образования взрослых невозможно без взаимодействия организаций и учреждений образования, предоставляющих образовательные и просветительские услуги в сфере образования взрослых. Этой теме была посвящена заключительная часть семинара.

Председатель Совета Ассоциации дополнительного образования и просвещения Карпиевич Д.В. в своем выступлении отметил, что дополнительное образование взрослых                   становится важной составной частью образовательного ландшафта нашей страны, но без решения ряда системных проблем и улучшения рамочных условий деятельности для провайдеров вряд ли оно сможет выйти на новый качественный уровень и в полной мере использовать свой потенциал для развития общества и государства.  Это возможно только, объединив усилия, как провайдеров неформального образования, так и учреждений образования,  других заинтересованных.  Он определил формы и механизмы межсекторного  сотрудничества, а именно: формирование общими усилиями спроса на обучающие услуги и программы (организация совместных информационных кампаний);   расширение услуг дополнительного и неформального образования не только в столице и крупных городах, но и в регионах, особенно в сельской местности;  совместное продвижение услуг и обучающих программ неформального и дополнительного образования (проведение Дней открытых дверей, Ярмарок, Фестивалей, создание информационных площадок в Интернете).

Директор ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения  Первомайского района  г.Витебска»  Старинская Т.А. поделилась опытом межведомственного взаимодействия учреждений, организаций в области дополнительного образования взрослых, рассказав о работе Народного Социального Университета (далее – НСУ). Она отметила, что образовательная  деятельность НСУ объединяет формальное и неформальное образование и  способствует интеграции  государственных и негосударственных учреждений.

Директор образовательного центра «Новое завтра»  Рудь О.В. в своем выступлении затронула вопрос о сотрудничестве в сфере профессионального образования взрослых как необходимом условии устойчивого развития экономики. Она указала на то, что одним  из путей решения проблемы роста безработицы является  развитие массовой и общедоступной системы  образования взрослых, которое позволит потерявшим работу обновить или улучшить профессиональные навыки. 

Рудь О.В. очертила возможные варианты сотрудничества для развития сферы дополнительного образования взрослых:

1. Сотрудничество с Государственной службой занятости в рамках социального заказа (обучение безработных; повышение эффективности профориентации и трудоустройства безработных).

2. Участие в разработке образовательных стандартов (учебных программ) для дополнительного профессионального образования взрослых.

3. Сближение работодателей, представителей профессионального образования и государственных органов власти в рамках повышения социальной эффективности  сферы занятости.

4. Разработка программ обучения и повышения квалификации андрагогов.

5. Построение системы контроля качества при реализации программ дополнительного образования взрослых.

Декан факультета переподготовки специалистов Института повышения квалификации и переподготовки кадров УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»  Концеал Е.В.  в своем выступлении рассказала о взаимодействии ИПК и ПК ГрГУ  и службы занятости как одной из форм реализации социального партнерства в регионе. Такого рода взаимодействие осуществляется с целью повышения эффективности использования трудового потенциала и конкурентоспособности рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда.  

В ходе обсуждения вопроса взаимодействия организаций и учреждений образования, предоставляющих образовательные и просветительские услуги в сфере образования взрослых,  участники дискуссионного семинара предложили:

  • С целью совершенствования системы образования взрослых в Республике Беларусь и расширения международных контактов рассмотреть вопрос о создании Белорусской национальной ассоциации образования взрослых.
  • Продолжить работу по организации дискуссионных семинаров на базе РИВШ по тематике сотрудничества для развития системы дополнительного образования взрослых.
  • Активизировать работу по созданию региональных образовательных систем дополнительного образования взрослых.

Подводя итоги мероприятия,  участники  приняли решение о том, чтобы предложения и замечания,  поступившие в ходе семинара, были направлены в Министерство образования Республики Беларусь для принятия решений по совершенствованию системы образования взрослых.

В завершение семинара, начальником Центра непрерывного профессионального образования ГУО РИВШ Олекс О.А., было предложено опубликовать выступления участников семинара в  журнале «Вышэйшая школа».

Презентации участников семинара

  1. Веремейчик Г. В. "Актуальные тенденции развития образования взрослых в международном контексте"
  2. Карпиевич Д.В. "Образование взрослых: возможные направления, формы и механизмы межсекторного сотрудничества"
  3. Колесник Ю.Н. "О роли законодательства в устойчивом развитии учреждений образования (их структурных подразделений), реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых"
  4. Концеал Е.В. "Взаимодействие учреждения дополнительного образования взрослых и службы занятости как форма реализации социального партнерства в регионе"
  5. Лопатик Т.А. "Организация обучения андрагогов в ГУО «Академия последипломного образования»"
  6. Олекс О.А. "О подходах к подготовке андрагогов"
  7. Олекс О.А. "Дополнительное образование взрослых в Республике Беларусь: тенденции и перспективы развития"
  8. Рудь О.В. "Сотрудничество в сфере профессионального образования взрослых как необходимое условие устойчивого развития экономики"
  9. Станиславчик Е.В. "Образование людей третьего возраста как сфера деятельности андрагогов"
  10. Старинская Т.А. "Народный cоциальный университет"